?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Свадьба — один из самых праздничных дней в жизни женщины. Но только не в русском искусстве. Художники XIX века постоянно использовали тему женитьбы для создания работ трагических, бичующих всевозможные социальные пороки
Российской империи. Разглядываем картины вместе с Софьей Багдасаровой.

«НЕРАВНЫЙ БРАК» и «ПРЕРВАННОЕ ВЕНЧАНИЕ» Василия Пукирева


Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым. Славе полотна способствовали и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор.
Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец».

«ПРЕРВАННОЕ ОБРУЧЕНИЕ» Адриана Волкова


В картинах
передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто
можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают
активно высмеивать на театральной сцене, в особенности Островский.
На этой изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается
из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках. Скандал! По
эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то
есть срывалась не помолвка, а само венчание.







«К ВЕНЦУ (ПРОЩАНИЕ)» и «ВЫБОР ПРИДАНОГО» Владимира Маковского


Известный
художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он
писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не
заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед
глазами — фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов
неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт
заметно поменялся. На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у
невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А
вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более
удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон
полуторавековой давности, с кринолинами.







«ПЕРЕД ВЕНЦОМ» и «ПОСЛЕ ВЕНЧАНИЯ» Фирса Журавлева


Картина
Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика,
пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант. В
первом, из Русского музея,
полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается:
семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними. Второй вариант,
из Третьяковской галереи,
более лаконичен и трагичен: тут дело только между отцом и дочерью.
Картину называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»… В более
позднем полотне, «После венчания», и интерьер изящный,
аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не
круглая медаль, а крест). А невеста все равно рыдает.







«В ОЖИДАНИИ ШАФЕРА» Иллариона Прянишникова


Однако
похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя:
ровно в те же годы по всей Европе везде пишут полотна про несчастливых
невест. В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и
развелось много богатых стариков, тема неравных браков стала весьма
актуальной. Кроме того, плачущие девушки в белом просто эффектно
смотрятся! Названия картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит
нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая
слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так
далее…







«СВАДЬБА В ТЮРЬМЕ» Николая Матвеева


Впрочем, одним
русское искусство отличалось от европейского: живописцы были
прогрессивными, либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь
это были политзаключенные — боровшиеся с режимом революционеры и
террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той
поры. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и
«Отказ от исповеди» Репина,
«Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Поэтому
неудивительно появление картины про венчание заключенного. Невеста,
увы, не в белом, но зато теперь ей намного легче будет получать
разрешение на визит.

Николай Матвеев. Свадьба в тюрьме. 1890. Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев

«ВЕНЧАНИЕ НИКОЛАЯ II И АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ» Лаурица Туксена и Ильи Репина


Невеста
на этих картинах — гессенская принцесса Алиса, в православии —
Александра Федоровна, и, конечно, она совсем не печальна. Наоборот,
торжествует. Спустя пять лет ожидания ее мечты о браке с любимым, да
вдобавок императором, осуществились, как бы ни возражали родственники
жениха. Но мы-то знаем, что эта свадьба — самая печальная из всех.
Потому что она настоящая, а не придуманная живописцем. И приведет к
трагедии не только этой семьи, но целой страны.





Profile

marya_iskysnica
marya_iskysnica

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Статистика

Powered by LiveJournal.com
Designed by Katy Towell