?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

История жизни создателя Питера Пэна

Джеймс Мэтью Барри. Фотография Герберта Роуз Барро. 1892 год

У каждой знаменитой сказки есть свой миф. Лодочная прогулка Кэрролла с
сестрами Лидделл; карта воображаемого острова, нарисованная пасынком
Стивенсона, и так далее. Этот миф непременно отсылает к ребенку, первому
адресату сказки. Рассказываем, что стоит за текстами о Питере Пэне и
кому они были адресованы.


Джеймс Мэтью Барри (1860–1937) не был детским писателем. Его пьесами и
романами, написанными для взрослых, восхищались Томас Харди, Джон
Голсуорси , Генри Джеймс, Марк Твен, Артур Конан Дойл и другие
совре­менники. Барри — фигура противоречивая: меланхоличный и молчаливый
(иногда до неприличия), он имел множество друзей и легко находил общий
язык с детьми.


Барри родился в простой семье — отец был ткачом — в маленьком
шотланд­ском городке Кирримьюре и достиг всего, о чем только могли
мечтать его родители. Благодаря помощи старшего брата Джеймс закончил
Эдинбургский университет. Его писательская карьера была необычайно
успешной, он полу­чил титул баронета , был избран ректором Университета
Сент-Эндрюс и удостоился многих других почестей. Однако он пережил
много потерь и трагедий, и этот надлом пронизы­вает почти все тексты
Барри, включая сказку о Питере Пэне.


Хронология


Русский читатель знает «Питера Пэна» в первую очередь по повести
«Питер Пэн и Венди». Но на самом деле это цикл текстов в самых разных
жанрах, писавшихся с 1901 по 1928 год.


1901 — фотоальбом с подписями «Мальчики терпят крушение на острове Черного Озера» (The Boy Castaways of Black Lake Island)


1902 — роман «Белая птичка» (The Little White Bird)


1904 — премьера пьесы «Мальчик, который не хотел расти» (The Boy Who Would Not Grow Up)


1906 — новелла «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» (Peter Pan in Kensington Gardens)


1911 — повесть «Питер Пэн и Венди» (Peter Pan and Wendy)


1922 — киносценарий «Питер Пэн» (Peter Pan)


1925 — рассказ «Джез Крюк в Итоне» (Jas Hook at Eton)


1926 — эссе «Слабость Питера Пэна» (The Blot on Peter Pan)


1928 — опубликованный текст пьесы «Мальчик, который не хотел расти» (The Boy Who Would Not Grow Up)


Адресаты сказки


История жизни создателя Питера Пэна


Артур Ллуэлин Дэвис с сыновьями. 1905 год

На руках Артур Ллуэлин Дэвис держит Николаса, впереди стоят Джек, Майкл, Питер и Джордж.


«…Я создал Питера, хорошенько потерев вас пятерых друг об друга, как
дикари трут палочки, чтобы высечь искру. Он и есть искра, зажженная
вами», — писал Барри в «Посвящении» к пьесе. Эти пятеро — братья Ллуэлин
Дэвис: Джордж, Джек, Питер, Майкл и Николас. Им посвящены все
приключения Питера Пэна — и по большей части это были их собственные
приключения. Барри считал братьев Дэвис своими соавторами и дал имя
одного из них главному герою. Питер Дэвис всю жизнь страдал от того, что
его считали «тем самым Питером Пэном», и называл сказку «этот ужасный
шедевр».


В 1897 году Барри было тридцать семь лет: он был уже известным
писателем, его пьесы ставили по обе стороны Атлантики. Переехав из
Эдинбурга в Лондон, он легко вошел в столичный литературный круг, купил
дом в Южном Кенсингтоне и летний коттедж в Суррее, женился на
красавице-актрисе Мэри Анселл и завел сенбернара.


История жизни создателя Питера Пэна


Джордж, Джек и Питер Ллуэлин Дэвисы. Фотография Джеймса Барри. 1901 год.


Гуляя с собакой в Кенсингтонских садах, он познакомился с братьями
Дэвис. Их тогда было трое: пятилетний Джордж, трехлетний Джек и младенец
Питер. Вскоре писатель встретился и с их роди­телями — юристом Артуром
Ллуэли­ном Дэвисом и его женой Сильвией, урожденной дю Морье . Барри
был очарован Сильвией и вскоре практически усыновил всю семью: он водил
Ллуэлин Дэвисов в театры и на званые обеды, возил в путешест­вия и
приглашал к себе в Суррей, принимая самое активное участие в судьбе
мальчиков. Те называли его «дядя Джим». Это вызывало множество сплетен,
но Барри не придавал им значения. В 1900 и 1903 годах родились Майкл и
Николас.


Роман «Белая птичка»


История жизни создателя Питера Пэна


Иллюстрация Артура Рэкхема к книге Джеймса Барри «Питер Пэн в Кенсингтонском саду». Лондон, 1906 год.


Впервые Питер Пэн появляется во вставных главах взрослого и не
слишком веселого романа «Белая птичка», который Барри опубликовал в 1902
году с посвящением «Артуру и Сильвии и их мальчикам — моим
мальчикам!». В центре сюжета — одинокий холостяк, который пытается
«присвоить» себе мальчика по имени Дэвид, сделав его своим ребенком. Он
опекает молодую семью, стараясь сохранить в тайне свое участие, но ему
это не удается: мать Дэвида обо всем догадывается.


В романе есть и несколько вставных глав о Питере Пэне — младенце,
который улетел из детской в Кенсингтонские сады. О его приключениях
Барри рассказывал мальчикам Дэвис — и именно эти рассказы стали основой
текстов о Питере. Еще в начале знакомства Барри уверял Джорджа, что его
брат Питер все еще умеет летать, поскольку мать не взвесила его при
рождении, и Джордж долго и безуспешно пытался выследить младенца в
момент ночных полетов. В другой раз Джордж спросил, что значат буквы WSM
и PP на белых камнях в Кенсингтонском саду. Камни служили границей
церковных приходов Вестминстер Сент-Мэри (Westminster St. Mary’s) и
Паддингтона (Parish of Paddington), но Барри придумал, будто это могилы
детей — Уолтера Стивена Мэтью (Walter Stephen Matthews) и Фиби Фелпс
(Phoebe Phelps). Рассказ героя «Белой птички» о Питере Пэне в
Кенсингтонских садах заканчи­вается так: «Но как странно родите­лям,
поспешившим в Сады к откры­тию ворот, чтобы отыскать своих потерянных
детей, найти вместо них милые маленькие надгро­бия. Я очень надеюсь, что
Питер не слиш­ком торопится со своей лопат­кой. Все это довольно
грустно»

История жизни создателя Питера Пэна


Дети танцуют вокруг статуи Питера Пэна в Кенсингтонском саду. Фотография Джеймса Жарше. Лондон, 1935 год.


В 1906 году вставные главы из «Белой птички» были выпущены отдельным
изданием с иллюстрациями знаменитого тогда художника Артура Рэкхема.
Эти иллюстрации стали классическими: при всей своей сказочности они
точно воспроизводят топографию и виды Кенсингтонских садов (в книге
даже есть карта). Рэкхем здесь следует за Барри, который создал своего
рода путеводи­тель, мифологизирующий дорожки, пруды и деревья любимого
парка и пре­вращающий их в достоприме­чатель­ности. Впрочем,
Кенсингтон­ские сады навсегда связаны с Питером Пэном не только
поэтому. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1912 года на берегу озера внезапно
появилась статуя Питера Пэна с феями, зайцами и белками работы
скульптора сэра Джорджа Фрэмптона. Объявление в «Таймc» поясняло, что
это подарок детям от Джеймса Барри. И хотя он установил скульптуру
самовольно и без всякого разрешения, она стоит там до сих пор


Пьеса


История жизни создателя Питера Пэна


Джеймс Барри и учащиеся школы Dumfries Academy после представления. Дамфрис, начало XX века.


Спустя два года после публикации романа, в 1904 году, Барри решил
вывести Питера Пэна на сцену, создав спектакль, полный чудес и
приключений. Вскоре стало понятно, что такая постановка потребует
огромных вложений. Продюсе­ром стал друг Барри американец Чарльз Фроман:
он так влюбился в текст, что был согласен на самые невероятные и
дорого­стоящие идеи. Барри хотел, чтобы герои летали, и для
осущест­вления этой идеи был приглашен Джон Кирби, специалист по
созданию иллюзии полета на сцене. Но его обо­рудование показалось Барри
слишком примитивным, слишком заметным. Он попросил Кирби смастерить
новый аппарат, который действительно создавал бы впечатление полета, и
тот согласился . Впрочем, не все идеи Барри удалось осуществить.
Например, он хотел, чтобы зрители видели фею Динь-Динь через уменьшающую
линзу, однако это оказалось технически невыполнимо, и тогда решили,
что фею на сцене будет изображать огонек, а зрители услышат ее голос.


История жизни создателя Питера Пэна


Театральная программка спектакля «Питер Пэн» в театре Эмпайр на Бродвее. Ноябрь 1905 года.


По замыслу автора, Питера Пэна должен был играть мальчик, но Фроман
надеялся, что в Америке эту роль сыграет известная актриса Мод Адамс, и
уговорил Барри, что и на английской сцене Питера Пэна должна играть
женщина . С тех пор это стало традицией. Согласно другой традиции,
Капитана Крюка и мистера Дарлинга играет один и тот же актер. В первой
постановке это был Джеральд дю Морье, брат Силь­вии, благодаря которому
Крюк из ходуль­ного злодея стал одним из самых сложных персонажей,
внушающим одновременно ужас и жалость.


История жизни создателя Питера Пэна


Мод Адамс в роли Питера Пэна. 1905 год


История жизни создателя Питера Пэна


Нина Бусиколт в роли Питера Пэна. 1900-е годы


Премьера состоялась в лондонском театре герцога Йоркского 27 декабря
1904 года. Взрослых в зале было гораздо больше, чем детей, но с первой
минуты стало ясно, что все удалось. В телеграмме Фроману, который в
этот момент был в Аме­рике, английский менеджер написал: «Питер Пэн ок.
Кажется, большой успех».


Во время репетиций Барри постоянно вносил изменения, что-то менялось в
результате импровизации. Сохранилось несколько вариантов концовки. В
одном из них Венди соглашалась остаться с Питером в Кенсингтонских
садах, они находили там забытого младенца, и Венди радовалась, что тот
будет заботиться о Питере, когда она вырастет. В другом дюжина матерей
выходила на сцену, чтобы усыновить потерянных мальчиков. А вот известный
финал со взрослой Венди и ее маленькой дочерью, к которой прилетает
Питер Пэн, был написан отдельно, отрепетирован втайне от режиссера и
совершенно неожиданно исполнен в 1908 году на последнем спектакле
четвертого сезона — причем Барри даже появился на сцене . Это был
единственный раз, когда такая концовка исполнялась при жизни автора, и
именно она впоследствии стала канонической.


Откуда что взялось


Питер Пэн


История жизни создателя Питера Пэна


Иллюстрация Фрэнсиса Донкина Бедфорда к повести Джеймса Барри «Питер Пэн и Венди». Нью-Йорк, 1911 год.


Барри всю жизнь задумывался о детстве и постоянно возвращался к этой
теме в своем творчестве: вечное детство тех, кто умер, не успев
повзрослеть; вечное детство тех, кто не может вырасти; вечное детство
как убежище и как западня.


Когда Джеймсу было шесть лет, погиб его брат Дэвид: катаясь на
коньках, он упал и ударился головой. Чтобы утешить мать, Джеймс стал
носить одежду брата, подражать его свисту и повадкам. Позже в романе о
матери «Маргарет Огилви» он описывал душераздирающую сцену: он входит в
комнату, и мать спрашивает с надеждой: «Это ты?», а он отвечает: «Нет,
мама, это я». Некоторые исследователи считают, что в образе Питера Пэна
выведен Дэвид, который так и не вырос, потому что умер. Однако в
большей степени это сам Барри. Он не вырос в буквальном, физическом
смысле — его рост был 161 сантиметр — и всегда вспоминал детство с
необычайной ностальгией. Он был постоянно увлечен игрой: устраивал
представления с братьями и сестрами, занимался в школьном театре,
разыгрывал с друзьями романы о путешествиях и приклю­чениях. «Когда я
был мальчиком, я с ужасом осознавал, что настанет день, когда мне
придется оставить игры, и я не знал, как это сделать, — писал он в
романе «Маргарет Огилви». — Я чувствовал, что продолжу играть, но в
секрете».


Остров


История жизни создателя Питера Пэна


Страница альбома Джеймса Барри с фотографиями семьи Ллуэлин Дэвис.


Лето 1901 года семья Ллуэлин Дэвис провела у Барри в Суррее. Барри
играл с мальчиками в индейцев и пиратов на острове посреди Черного
озера, возле которого стоял его коттедж. Этот остров он использовал и
для игр со взрос­лыми своими друзьями: здесь собиралась созданная им
крикетная команда, в которую входили Артур Конан Дойл, Герберт Уэллс,
Джером К. Джером, Редьярд Киплинг, Аллан Милн, Г. К. Честертон и многие
другие

История жизни создателя Питера Пэна


Джеймс Барри во время игры в крикет за свою команду Allahakbarries. Начало XX века.


В то лето Барри много фотографировал и потом напечатал своего рода
фотокнигу о приключениях мальчиков на острове . Память о том лете позже
превратится в сюжет об острове Neverland — в разных русских переводах
остров Нигдешный, Небывалый, Где-то-там, Нет-и-не-будет.


Капитан Крюк


История жизни создателя Питера Пэна


Майкл, одетый как Питер Пэн, с Джеймсом Барри, изображающим Капитана Крюка. Август 1906 года.


Тема отношений Капитана Крюка с образованием появляется уже в первых
текстах о Питере Пэне. В пьесе Крюк гибнет со словами: «Floreat Etona»
(в переводе с латыни «Да здравствует Итон!»), а в одном из вариантов
преследует Питера Пэна в Кенсингтонских садах, притворяясь школьным
учителем. В повести одержимость Крюка своим школьным прошлым достигает
эпических масштабов. Дело в том, что четверо из пятерых братьев Дэвис
учились в Итоне, и Барри с большим энтузиазмом вникал в школьную жизнь
мальчиков. Его завораживал мир старинной знаменитой школы, он ходил на
все спортивные игры, расспрашивал о правилах и традициях, запоминал
жаргон. Этот язык проник и в текст повести: Крюк упоминает «wall game»
(«игру в пристенок»), в которую играют только в Итоне, элитный клуб Pops
и типично итонские фразеологизмы вроде «send up for good» — за особые
достижения учеников вызывали к директору для похвалы.

История жизни создателя Питера Пэна


Игра в «итонский пристенок».


Кроме того, Барри опирался на литературную традицию, начатую в 1857
году романом Томаса Хьюза «Школьные годы Тома Брауна». В середине XIX
века в Англии прошла реформа публичных школ, и в многочисленных журналах
для мальчиков стали печатать рассказы о школьной жизни, в которых
герои учатся не только латыни и математике, но и осваивают «моральный
кодекс джентль­мена» — ту самую «good form», о которой так беспокоится
Капитан Крюк. Особенной популярностью пользовались рассказы Тальбота
Рида о школе Сент-Доминик. Позже дань этому жанру отдали друзья Барри
Вудхауз и Киплинг .


В 1927 году в Итоне Барри произнес речь, которая была целиком
посвящена Капитану Крюку. Директор предложил ему тему: «Капитан Крюк был
великим итонцем, но не был хорошим итонцем». Барри несколько
переиначил ее — по его версии, Крюк не был великим итонцем, но был
хорошим итонцем. Сюжет таков: Крюк под покровом ночи пробирается в
Итон, чтобы уничтожить там все следы своего пребывания — все самые
дорогие воспоминания его жизни, — чтобы только не компрометировать
любимую школу.


Венди, пираты и индейцы


История жизни создателя Питера Пэна


Прототип Венди — Маргарет Хенли. Около 1893 года.


Еще одним жанром, популярным в английской литературе XIX века, была
приключенческая литература. В детстве Барри зачитывался «Коралловым
островом» Роберта Баллантайна (1857), Фенимором Купером и Вальтером
Скоттом — в эпизодах об индейцах и пиратах встречаются явно пародийные
фрагменты. Прямые отсылки в «Питере Пэне» можно найти к «Острову
сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона (1883): Капитан Крюк уверяет, что
его боялся сам Корабельный Повар, «а Корабельного Повара боялся даже
Флинт».


История жизни создателя Питера Пэна

История жизни создателя Питера Пэна


Иллюстрация Фрэнсиса Донкина Бедфорда к повести Джеймса Барри «Питер Пэн и Венди».Нью-Йорк, 1912 год.


Барри был знаком с Баллантайном, а вот со Стивенсоном они так и не
встрети­лись, хотя переписыва­лись и восхищались друг другом. Стивенсон
писал Барри: «Горжусь, что вы тоже шотландец», а в письме к Ген­ри
Джеймсу называл его гением . Стивенсон провел свои последние годы на
острове Уполу и приглашал туда Барри: «Садишься на корабль до
Сан-Франциско, мой дом будет второй слева». Когда Венди спрашивает
Питера, где он живет, тот отвечает: «Второй поворот направо, а потом
прямо, до самого утра». И даже имя Венди косвенно связано с «Островом
сокровищ». Так называла Барри Маргарет Хенли — дочь одноногого поэта,
критика и издателя Уильяма Хенли, друга Стивенсона, ставшего прототипом
Джона Сильвера. Вместо слова «friendy», «дружок», она выговаривала
«fwendy-wendy». Маргарет умерла в пять лет, в 1894 году, и Барри назвал
Венди в память о ней.


Мертвые дети и живые феи


История жизни создателя Питера Пэна


Иллюстрация Артура Рэкхема к книге Джеймса Барри «Питер Пэн в Кенсингтонских садах». Лондон, 1906 год.


Хотя технически все произведения о Питере Пэне были созданы в XX
веке, сам Барри и его творчество принадлежат викторианской эпохе. Его
отношение к детям и детству — тоже типично викторианское. Вслед за
романтиками викторианцы считали, что детство — не только пора
невинности, но и время, когда человек особенно близок к природе и
«другим мирам». Такие темы, как смерть детей, были привычны и обыденны
для тогдашней литературы и жизни. Сам Барри был одним из десяти детей:
до рождения Джеймса две его сестры умерли (смерть брата была не первой
потерей родителей).


История жизни создателя Питера Пэна


Иллюстрация Уильяма Хита Робертсона к роману Чарльза Кингсли «Дети воды». Бостон, 1915 год

История жизни создателя Питера Пэна


Иллюстрация Артура Рэкхема к книге Джеймса Барри «Питер Пэн в Кенсингтонских садах». Лондон, 1906 год.


В середине XIX века возникает жанр, который сегодня называется
«фэнтези». Почти одновременно несколько писателей создают волшебные
миры, благодаря которым появился и Нигдешний остров Барри, и позже —
Нарния и Средиземье. Очевидный литературный предшественник Барри —
Чарльз Кингсли с его знаменитым романом «Дети воды» . В этой сказке
трубочист Том тонет и попадает в подводное царство, где живут феи и
трагически умершие дети. Другой писатель, которому Барри многим обязан, —
это Джордж Макдональд. У него мы встретим и умирающего ребенка,
которого уносит Северный ветер , и летающего младенца , и, конечно же,
фей. Еще одним любителем фей был Льюис Кэрролл, чьи сказки об Алисе
навсегда изменили детскую литературу. Безусловно, и он существенно
повлиял на Барри .


«Проклятие Барри»


История жизни создателя Питера Пэна


Семья Ллуэллин Дэвис. Фотография Джеймса Барри. Конец XIX — начало XX века.


Многие люди, близкие к Барри, трагически умирали, что заставило
некоторых биографов писателя говорить о так называемом проклятии Барри.
Жених его сестры упал с коня, которого подарил ему Барри, и разбился
насмерть. В 1912 году Барри помогал финансировать экспедицию полярного
исследо­вателя капитана Скотта, во время которой сам Скотт погиб . В
1915 году на лай­нере «Лузитания» погиб продюсер Чарльз Фроман, причем,
по свидетель­ствам выживших, отказываясь от места в лодке, он цитировал
фразу Питера Пэна о том, что смерть — это самое большое приключение.


Но особенно несчастливо сложилась судьба семьи Ллуэллин Дэвис. В 1907
году от саркомы умер Артур, в 1910 году — от рака Сильвия. Барри стал
опекуном мальчиков и оплатил их образование. Он пережил некоторых из
них: в 1915 году на войне погиб Джордж, в 1921 году в Оксфорде утонул
любимец Барри Майкл. Питер Дэвис покончил с собой — 23 года спустя после
смерти самого Барри.


Переводы Питера Пэна


История жизни создателя Питера Пэна


Обложка повести Джеймса Барри «Питер Пэн и Венди» в переводе Нины Демуровой. Москва, 1968 год.


В советскую детскую литературу Питер Пэн пришел сравнительно поздно, в
конце 1960-х годов : довольно долго волшебная сказка в Советском Союзе
оставалась под подозрением — считалось, что необузданные фантазии
вредны детям.


Питера Пэна советскому читателю практически одновременно (и
независимо друг от друга) открыли два лучших переводчика английской
детской классики, Борис Заходер и Нина Демурова. Борис Заходер перевел
пьесу — сначала его перевод ставили несколько ТЮЗов, потом, в 1971 году,
он вышел книгой.


Как всегда, Заходер переводил достаточно вольно, с большим азартом и
чуткостью к тексту . В предисловии он объясняет воль­ность обращения с
текстом интере­сами адресата-ребенка: «Переводчик старался быть
макси­маль­но близким к подлиннику, точнее: быть ему максимально
вер­ным. И там, где он позволил себе небольшие „вольности“, — это были
вольности, вызванные желанием быть верным автору и быть понятным
сегод­няшнему — юному! — зрителю» .


Первому переводу повести «Питер Пэн и Венди» пришлось пролежать в
столе десять лет. Нина Демурова увидела английского «Питера Пэна» в
начале шестидесятых в Индии, где работала переводчиком. Ей понра­вились
иллю­страции Мэйбл Люси Атвелл, она купила книгу и села ее переводить.
Это был ее первый переводческий опыт, и по наивности она отправила его в
издатель­ство «Детгиз». Разумеется, безрезультатно. Но через десять
лет, когда Демурова стала известным переводчиком благодаря переводу
«Алисы», ей позвонили и предложили издать «Питера».


История жизни создателя Питера Пэна


Обложка повести Джеймса Барри «Питер Пэн и Венди» с иллюстрациями Мэйбл Люси Атвелл. Лондон, 1928 год.


«Детгиз» собирался серьезно цензурировать текст. Собственно, этого
нужно было ожидать: трудно представить себе произведение, более далекое
от советской концепции детства (радостной, бодрой, созидательной и
лишенной «слезливой сентиментальности»).


Детская литература была подвержена цензуре в не меньшей степени, чем
взрослая, и по большей части правила игры были всем известны заранее.
Пере­водчик сам заранее убирал и сглаживал то, что наверняка «не
пропустят» . Но были и сюрпризы: так, «Детгиз» потребовал совсем убрать
из повество­вания служанку Лизу, которой всего десять лет, — ведь
положительные герои, к которым редакция причислила Дарлингов, не должны
эксплуатировать детский труд. Демурова вступила в борьбу и даже
обратилась к Корнею Чуковскому.


История жизни создателя Питера Пэна

Нина Демурова в Дели. Конец 1950-х годов.


«Детгиз» пошел на уступки, и в 1968 году повесть «Питер Пэн и Венди»
была опубликована в переводе Нины Демуровой. Но в 1981 году то же
издательство выпустило новый перевод Ирины Токмаковой: в нем не упомянут
возраст злосчастной Лизы, нет сцен «излишней жестокости», сокращено
все слишком печальное (вроде упоминаний о смерти), слишком непонятное
(полностью выпущены все терзания Капитана Крюка и все его школьное
прошлое), слишком взрослое (поцелуй в уголок рта миссис Дарлинг заменен
на улыбку, супруги не обсуждают, оставить ли им ребенка), сглажена
неоднозначность героев.


Можно сказать, что русскоязычный читатель имеет некоторое
представление о викторианской детской литературе благодаря Нине
Демуровой, которая совершенно игнорировала обычные для советской
практики стратегии адаптации и оставляла английской литературе XIX и
начала XX века всю присущую ей сложность, грусть, сентиментальность и
эксцентрич­ность.

Recent Posts from This Journal

Profile

marya_iskysnica
marya_iskysnica

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Статистика

Powered by LiveJournal.com
Designed by Katy Towell