Супермодели сегодня получают баснословные гонорары. За это надо благодарить русских красавиц! Именно русские эмигрантки начала XX века превратили работу модели из рабского труда в престижное и высокооплачиваемое занятие.
После бурных потрясений в начале XX века Европа стала приходить в себя. В Париже, потерявшем в Первой мировой огромное количество мужчин, оказалось множество эмигрантов из революционной России. Образованных, воспитанных, прекрасно говорящих по-французски. Богатые американцы приезжали сюда за модной одеждой и готовы были тратить большие деньги на то, что раньше им принадлежать не могло. Русские аристократки, знающие толк в моде, в поисках средств к существованию устраиваются на работу моделями, манекенами для парижских модных домов. Они демонстрируют одежду не только в самих Домах мод, но и на светских раутах, становясь лицами брендов. Русская красота, аристократическое воспитание, шарм и умение преподнести себя приносят огромный доход французским Домам моды.
Натали Палей
Ее сестра вышла замуж за брата Ирины Юсуповой, которая вместе с мужем Феликсом открыла модный дом «ИРФЕ». От рождения своенравная, независимая, красотой и изяществом похожая на мать, Наталья решила работать моделью в модных домах «Итеб» и «ИРФЕ». Очень быстро княжна–модель завоевала Париж, ей стали подражать, она превратилась в королеву моды. Коко Шанель рекомендовала Натали в престижный модельный дом Люсьена Лелонга, за которого Натали вскоре вышла замуж. Дальнейшая судьба красавицы стала стереотипной историей успеха, характерной для большинства современных светских львиц. Бросив Лелонга, уехала в Голливуд, вышла замуж за бродвейского продюсера Джона Уилсона. Громкий роман с Эриком Ремарком, дружба с Павлом Челищевым, танцовщиком Сержем Лифарем («Русские сезоны»), Сальвадором Дали и Жаном Кокто. Она не раз появлялась на обложке Vogue, ее именем названы духи фирмы Лелонг.
Мария Эристова
Гали Баженова
Отец Гали Баженовой генерал Константин Николаевич Хагондоков был командиром второй бригады Дикой дивизии. Он был родом из Кабардинии. Ее мать Елизавета Бредова происходила из семьи полабских славян. Гали училась в Смольном институте. Во время Первой мировой войны вышла замуж за Николая Баженова, воспитанника Пажеского корпуса. Гали была блондинкой достаточно высокого роста, она не раз появлялась на страницах модных парижских журналов, которые называли её «русской красавицей Баженовой». Затем она некоторое время работала в Доме Chanel приказчицей, а в 1928 году открыла собственный Дом моды «Эльмис», который занимался созданием вечерних платьев с вышивками и кружевами. Моделями у неё также были русские – Шура Делянина, Катюша Ионина (дочь полковника императорской армии). Помогал Гали и её брат, крестник императора Николая II, Георгий Хогондоков. Георгий, не лишенный таланта художника, рисовал эскизы будущих моделей.
В 1930-е в том числе и из-за мирового финансового кризиса Дом моды Гали Баженовой закрылся, а она сама вскоре вышла замуж за графа де Люар, приняла католичество и взяла имя Ирэн. В годы Второй мировой войны её сын от первого брака Николай будет сражаться в рядах американской армии, а сама она активно участвовать во французском Сопротивлении и отвечать за работу передвижного госпиталя в армии де Голля, за что получит орден Почетного легиона.
Нина и Мия Оболенские
Среди русских моделей времен эмиграции были и княжны Нина и Мия Оболенские, девушки из знатнейшего княжеского рода Оболенских, уходящего своими корнями к Рюриковичам - первым правителям русских земель. Мать их была кавказской княжной, от неё они унаследовали своеобразную восточную красоту. Старшая княжна, Нина, родилась в 1898 году в Петербурге, младшая Мия (Саломия) в 1902 году. Первоначально сёстры работали моделями в Доме моды «Поль Каре». Нина вышла замуж за бывшего полковника лейб-гвардии Уланского полка Константина Балашова, Мия – за князя Владимира Шаховского. Обе они затем развелись со своими первыми мужьями. Их карьера пошла на убыль в 1930-е годы, когда в моду вошли блондинки.
Тея (Екатерина) Бобрикова
Люд Федосеева
Очень популярная и самая высокооплачиваемая русская манекенщица, практически супермодель в эмиграции. Работала в оккупированной Франции, считалась главной конкуренткой моделей Третьего рейха. Ее карьера связана напрямую с развитием модной фотографии, которая уже тогда стала важным инструментом маркетинга моды. Фотосеты, сделанные открывшими ее художниками Хорстом П. Хорстом, Эдвардом Штейхеном и Георгом Хойнинген-Хюне, не сходили со страниц Vogue и Harper's Bazaar. Люд активно снималась как для журналов, так и для рекламы. За неё боролись вечные соперницы Эльза Скиапарелли и Коко Шанель. Фотография Люд Федосеевой в платье античного стиля, сделанная Хорстом, сегодня считается образцом того, как надо снимать моду.
Накануне освобождения Парижа она уехала в Аргентину, а вернувшись, осталась без работы и былой славы. Не исключено, что французы не простили ей, как и Коко Шанель, «близости» фашистам. И в 1950-е гг. бывшая звезда подиума и глянцевых журналов служила сначала клерком в одной из авиакомпаний, а затем кастеляншей в эмигрантском доме для престарелых.
Вполне возможно, впрочем, что прошлое Люд Федосеевой здесь ни при чём, и она просто оказалась жертвой изменчивой моды.
Ия Ге (леди Абди)