marya_iskysnica (marya_iskysnica) wrote,
marya_iskysnica
marya_iskysnica

Category:

Сказочная живопись Васнецова 1

Результат пошуку зображень за запитом "Васнецов"
Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял. Отец Васнецова был священником, также как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.

Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище в 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.

Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было совсем мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины – «Молочница» и «Жница». До отъезда он так и не получил за них денег. 60 рублей за эти две картины он получил спустя несколько месяцев уже в Петербурге. Прибыв в столицу, у молодого художника было всего 10 рублей.

Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – И. Крамским.

К занятиям в Академии художеств Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился с Репиным, и даже одно время они жили на одной квартире.

Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в Париж в 1876 году, где прожил больше года. В это время там же находился и Репин в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения.

После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника значительно меняется, да и не только стиль, сам Васнецов перебирается жить в Москву, где сближается с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве Васнецов раскрылся. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя легко и выполнял различные творческие работы.

Более 10 лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после окончания этой работы, Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.

1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике «Трех богатырей».

После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, что его серьезно угнетало. Люди уничтожали его картины, относились неуважительно к художнику. Но до конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер он 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.





Картина «Витязь на распутье» отчасти является и отражением судьбы Васнецова. Будучи признанным художником-передвижником, он, как и его товарищи, исполнял жанровые композиции в духе остросоциальных тем, волновавших общество в 1870-1890-х. Но завладевшая им сказочная тематика диктовала иное развитие творчества. Живописец уходил от проблем современности и погружался в мир русской старины, рискуя быть осужденным.

Выбор пути как один из роковых вопросов человеческой жизни на крупноформатном холсте мастера приобрел эпическое звучание. Перед камнем-предсказателем согнулся под тяжестью фатального пророчества опечаленный витязь. Зловещий ворон, садящееся красное солнце нагнетают атмосферу. Намеренный отказ от изображения дороги (как выхода из трудности) художником сделан для того, чтобы показать неотвратимость судьбы.






Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.





Аленушка, печальная девочка у пруда, - одна из любимых всеми картин В.Васнецова. Художник удачно использует сказочный сюжет, чтобы раскрыть сложный и неоднозначный русский характер.

Грусть девочки очень взрослая. Печаль в ее глазах граничит с отчаянием. Неубранные рыжие волосы, темные глаза, нежно-алые губы – формируют легко читаемый образ ребенка с трудной судьбой. В Аленушке совсем нет ничего сказочного, фантастического. Собственно, вся сказочность сюжета подчеркнута лишь одной деталью – группой ласточек, сидящих над головой героини. Этим символом (как известно, ласточки символизируют надежду) художник уравновешивает полный тоски образ героини, дает надежду на счастливый финал старой русской сказки.

Васнецов наполнил фоновый пейзаж атмосферой тишины и грусти. Отлично удались художнику водная гладь пруда, камыши, осока, ели. Все неподвижно, тихо, спокойно. Даже пруд отражает героиню очень деликатно, слегка. Чуть трепещут молодые осины. Едва хмурится осеннее небо. Темные, зеленые тона пейзажа контрастируют с румянцем на лице героини, а осенняя грусть - с яркими цветами на юбке Аленушки. Зритель чувствует: еще мгновение и сказка продолжится...






Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое... На картине Васнецова эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные. Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.

Васнецов создает удивительно яркие и красочные образы мифических райских птиц. Если у Сирина черное оперение, изможденное бледное лицо, полные слез глаза в черных глазницах, закрывающиеся крылья, то у Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола. Слева, а эта сторона у славян всегда была «дурной», но связанной с сердцем, расположилось воплощение печали и увядания. Справа, с хорошей стороны, воплощение надежды, радости и наслаждения.

Фоном для картины стал утреннее оранжевое небо. Светлую птицу освещает солнце, темная, напротив, укрывается от наступающей зари. Сирин весь обращен в прошлое, Алконост весь в будущем. Обе девы-птицы едины и неделимы - вечные спутники жизни каждого человека, способные умерить слишком сильную радость, облегчить неподъемное горе. Великая гармония жизни.






Картина Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке" несомненно самое сказочное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета - захватывающая народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. Тревожно всматривается царевич в дремучий лес, уверенно и крепко держит он Елену. Похищенная же полностью покорилась своей судьбе. Прижавшись к своему похитителю, она старается не смотреть вокруг, напуганная самим похищением, лесом, волком.

Серый Волк вызывает особый интерес у зрителя. У Волка особенные глаза - человеческие. Перед нами оборотень, или волколак, как его называли славяне издревле. Однако, нет в его облике ничего кровожадного или дикого. Его образ полон преданности, отваги, самопожертвования.

Быстро летит Серый Волк по лесу. Если внимательно приглядеться, то видно, что вся группа героев словно парит над лесным болотом, окруженном дремучим и зловещим лесом. Оживляют окружающий пейзаж болотные лилии и цветущая яблоня. Откуда взялась яблоня возле лесного болота? Эта деталь отсылает зрителя к сюжету сказки, в которой именно с яблони, приносящей золотые яблоки, все и началось.

Сказочность сюжета подчеркивает одежда главных героев. Расшитый золотом кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием Елены. Золотой и голубой цвета в славянской мифологии были крепко связаны с горним миром, магией, чудесами. Серый Волк отнюдь не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.






Ковер-самолет – мечта любого ребенка. В этом сказочном предмете заключено вечное стремление человека к полету. На картине Васнецова этот волшебный предмет напоминает гигантскую птицу, распростершую крылья над бескрайними просторами.

На ковре Иван-богатырь со своей добычей – клеткой с Жар-птицей. Богатырь уверенно держится на летающем подарке Бабы Яги, крепко сжимает в руках клетку. Он спокоен и сосредоточен, готов к новым испытаниям и непростым заданиям. Сопровождают полет три совы – вероятно, это посланницы Бабы Яги, хозяйки ковра-самолета. Они указывают путь, а может быть приглядывают за подарком.

В отличие от богатыря на ковре, пейзаж в картине безжизненный и унылый: лениво текущая река, темно-зеленые берега, редкие деревья. Так художник противопоставляет реальный мир (обычный, лишенный привлекательности и разнообразия) и мир сказочный (многоцветный, яркий, энергичный). Ковер-самолет с героем изображен на фоне белого облачного неба, что сильнее подчеркивает яркость и многоцветие как самого ковра, так и одежды богатыря, а главное – жар птицы, сияющей, словно само солнце.






Картина наполнена безысходностью и пессимизмом. Серая Петербургская поздняя осень, по набережной бредет пара стариков со своим нехитрым скарбом в руках. Судя по одежде, перед нами семья мелкого чиновника. Предстоящая зима, удорожание квартирной платы, скромный пенсион, - все это заставило пожилую пару искать себе жилье подешевле. Судя по взгляду старика, осторожно брошенный им на свою жену, он чувствует себя виноватым в случившемся. Старуха непроницаема и сконцентрирована на дороге. Своих хозяев сопровождает верная собака, такая же старая, такая же обреченная, такая же покорная судьбе.

Фоном выступают силуэты Петропавловской крепости, уже замерзшая Нева, остов старой лодки. Васнецов подсказывает зрителю маршрут перемещения героев: судя по положению Петропавловского собора, старики переезжают с Васильевского острова на более дешевую Петроградскую сторону.

Серое небо, серо-желтый снег, проталины на Неве, летающие над проталинами чайки. Удручающий пейзаж подчеркивает печальность сюжета.






Перед нами русский богатырь на боевом коне. Экипировка богатыря, его одежда лишены всякой роскоши, красоты. Все очень просто, ничего лишнего. Темно-синий кафтан, шлем, светлые порты, мягкие, но прочные кожаные сапоги и рукавицы. Просто и боевое оснащение богатыря: меч, лук, булава. А вот уздечка коня, напротив, богато украшена, что явно показывает отношение витязя к своему боевому другу. И всадник и конь под стать один другому. В обоих чувствуется сила, мощь, отвага.

Пейзаж акварели играет роль цветового фона. Широкие степные просторы пусты, лишены всякой растительности. Зеленоватые облака уныло висят над степью. Тишина.

Сложив руку "трубочкой", тревожно вглядывается в эту тишину богатырь. Смирный конь тоже слушает степь.

Можно с уверенностью утверждать, что акварель «Богатырь» - это лишь набросок, эскиз, проба кисти. Черты лица богатыря лишены индивидуальности, схематичен пейзаж. Автор осторожно экспериментирует, постепенно формируя главную свою идею: создание картины о богатырях-защитниках, героях древних русских былин и сказаний. Позже, эта зарисовка ляжет в основу знаменитой картины «Богатыри».






Теплый летний день, рыночная площадь небольшого городка. У книжной лавочки собрались немногие зеваки. Лавочка рассчитана на простого покупателя, на крестьян. поэтому на прилавке: лубочные картинки, листы со сказками, бумажные иконы. Среди потенциальных покупателей представители разных сословий и возрастов.

В центре композиции единственный покупатель: уверенный мужик с топором за поясом. Он держит в руках большую лубочную картинку. С видом знатока, мужик рассматривает понравившуюся ему картинку. Судя по всему, совсем скоро она украсит его избу.

Следом за мужиком стоит приходской священник с сыном. Батюшка комментирует картинку, одобряя выбор покупателя. За спиной духовного наставника две любопытствующие бабы внимательно слушают комментарий.

На первом плане мальчишки читают выставленные сказки на листах. Суров хозяин лавки. Дела его идут явно не лучшим образом, поэтому все его внимание приковано к покупателю.

А вокруг солнце, голуби на крыше, ясное небо. Лето для крестьян - это совсем не сезон для чтения. Этим они займутся зимой. А пока у книжной лавочки в основном лишь зеваки, да любопытные мальчишки.






Группа горожан у новой телеграммы с обзором военных новостей. Таков сюжет картины Васнецова "Военная телеграмма". Среди горожан есть отставной полицейский, девушка "из образованных", мужики-рабочие, извозчик, пара благородных господ. Военные новости интересуют всех. Один читает вслух, другие внимательно слушают. Единственная на картине девушка стоит в центре группы. Лицо испуганное, растерянное. Возможно воюет ее жених или брат. Остальные все, независимо от положения в обществе, внимательно слушают "чтеца". Новости не радуют, а тревожат. Идет дождь, однако, зонтик лишь у одного из присутствующих. Остальные его не замечают. Мокрая мостовая нечетко отражает серую и унылую улицу. Война незримо присутствует в картине.

Художник неслучайно использует невыразительные, тусклые цвета: серый, коричневый. Они создают атмосферу напряжения и страха.






Теплый летний вечер, настежь открыты двери на балкон. Пятеро чиновников проводят свой досуг за любимой карточной игрой. На самом деле в игре только трое. Четвертый, отвернувшись ото всех, опрокидывает очередную рюмку. Пятый, самый молодой, в игре участия не принимает. Умирая от скуки, он зевает открыто, широко и искренне. Трое за столом увлечены игрой. Старичок подслеповато разглядывает свои карты. Двое других жадно заглядывают в его расклад, ничуть не стесняясь. Подлость происходящего совсем не смущает, она пробудила в героях какой-то хищный азарт.

Скука, оловянная скука - вот атмосфера, созданная Васнецовым. Вместе с тем, поражает и внутренняя пустота всех участников этого душного вечера. Они не в силах ничего другого придумать, они обречены на такие вечера: одинаковые и бессмысленные.

Свет, идущий от свечи, создает огромные тени на стенах гостиной комнаты, подчеркивая ничтожность присутствующих. Аляповатый барельеф, украшающий камин, портрет на стене - все безвкусно, пошло, глупо. Часы в углу - единственный живой организм на картине. Идет процесс "убивания" времени.

Tags: знаменитые картины, интересное, художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments