marya_iskysnica (marya_iskysnica) wrote,
marya_iskysnica
marya_iskysnica

Categories:

10 «школьных» заблуждений о петровских военных реформах и Северной войне

Кругом одни шаблоны и аляповатые картинки из учебников! Русская пехота, вооружившись ружьями со штыками, шагает на врага в одинаковых зелёных мундирах. Шведы - конечно, в синем - огромной лавиной бесчисленных войск несутся на наших. Всё это лишь очередные исторические заблуждения, которые мы развеем прямо сейчас.

Михаил Поликарпов

Пётр I уничтожил стрелецкие полки после стрелецкого бунта 1698 года

Часть полков действительно расформировали, но затем началась Северная война и процесс приостановили. Стрелецкие полки принимали активное участие в этом конфликте, в том числе в Полтавской битве и Прутском походе. В 1708 году в строю оставалось не менее 13 полков стрельцов. Фактически они пережили Петра сохранившись и в 20-х годы XVIII века. Русская армия накануне Северной войны окончательно отказалась от пик и перевооружилась на ружья со штыками Первоначально русская пехота получила не штыки, а багинеты, которые вставлялись в дуло ствола. Переход на штыки, позволявшие стрелять, произошел постепенно, к 1708 году. От пик сначала отказались, но в 1706-1707 годах они вновь появились. Пиками полагалось вооружать каждого восьмого пехотинца.




Дело в том, что шведская армия придерживалась наступательной тактики, избегая длительных перестрелок, и пики у пехоты были длиной свыше пяти метров. А против лома нет приёма... Основу шведской армии составляли национальные полки индельты (так называлась поземельная воинская повинность, существовавшая на территории Швеции и Финляндии). Шведский пехотный полк индельты был двухбатальонного состава, насчитывал восемь рот и состоял из 1200 человек. По штату в шведской роте было 12 гренадеров, 84 мушкетёра и 48 пикинёров. При действии роты отдельным отрядом пикинёры стояли в центре, а гренадеры окаймляли построение. В случае утери пики солдаты получали ружья и присоединялись к мушкетёрам. Кроме полков индельты в рядах шведской армии были части, набранные путём вербовки. В Прибалтике также действовали дворянские и сословные эскадроны, ландмилиция и отряды ополчения. В одном и том же полку могли служить солдаты, набранные различными способами. Затем пики в русской армии вышли из употребления, но к ним ещё раз вернулись в 1730-е годы, во время крымских походов Миниха. Тогда на каждый полк полагалось 350 пик. Ими через одного вооружали солдат во второй шеренге, чтобы повысить устойчивость пехоты к атакам турецкой конницы. Пехотные полки армии Петра I были единого двухбатальонного состава (восемь рот по 150 фузилёров в каждой) К такому варианту пришли только в 1716 году. До этого штаты были различными и несколько раз менялись. Параллельно существовали регулярные пехотные полки различной структуры. После 1716 года четырёхбатальонным остался Преображенский полк, а Семёновский - трёхбатальонного состава. Штатная численность драгунских полков колебалась в пределах 800-1400 человек. Вся пехота при Петре I одевалась в зелёные мундиры, а кавалерия - в синие Унификация военной формы затянулась до 20-х годов XVIII века. Тёмно-зелёные мундиры первоначально были у преображенцев, синие - у семёновцев. У Бутырского и Лефортовского солдатских полков - кафтаны малиновых оттенков. У прочих пехотных полков мундиры также были различных цветов, в том числе серого и белого.




Барабанщик и офицер Преображенского полка и рядовые драгун и пехотинец Семёновского. Художник — Александр Беспалов

Менялся и мундирный крой. Первоначально ввели «венгерский», затем его заменили на привычный нам «французский». Таким же разнообразием во время Северной войны отличались и мундиры драгунских полков. Лишь в 1720 году они получили синие мундиры единого образца, с белым воротником и красными обшлагами. Вся шведская армия одевалась в синие мундиры Мундиры синего цвета с жёлтым приборным сукном (цвет воротника, подкладки и обшлагов) носило большинство шведских пехотных полков. У одного полка приборное сукно было белым, у двух – красным не только серые, но также синие либо белые мундиры.




Шведские рейтары и драгуны носили синие мундиры, с различными приборными цветами, финские и прибалтийские одевались в серое. Шведские рейтары и драгуны различных полков (источник фото) А в походе Карла XII на Россию приняли участие также шесть наёмных немецких драгунских полков и конный валашский. Фактически эта армия была сине-серой.

Численность шведской армии в битве при Нарве была сравнима с русской

Гарнизон Нарвы, которую осаждала русская армия, состоял из 1200 пехотинцев, 200 кавалеристов и 400 вооруженных жителей. Русская армия, как правило, оценивается в 34-35 тысяч солдат и офицеров. А вот численность подошедшего противника варьируется в историографии в очень большом диапазоне - от 10 до 32 тысяч. Сколько же их было? Шведская армия, шедшая на помощь крепости, действительно была небольшой. На последней стоянке перед Нарвой она насчитывала 5300 пехотинцев и 3130 кавалеристов при 37 орудиях. Мощная атака решила исход битвы. Шведы ворвались в лагерь. Гарнизон крепости также совершил вылазку. Часть русских солдат поддалась панике. Многие кавалеристы, пытаясь переправиться через ноябрьскую реку вплавь, утонули. Рухнул и мост, по которому на восточный берег Наровы бежали новобранцы.




«Битва при Нарве» художника А. Коцебу

Русские войска, продолжившие драться, оказались разрезанными на две части: связь между левым (Вейде) и правым флангами (Головин) отсутствовала. Поэтому приняли капитуляцию, по условиям которой русские войска оставили шведский берег. Дивизия Головина сохраняла знамёна и оружие, но шведы получили её артиллерию и обоз. Дивизия Вейде вышла по восстановленному мосту без оружия. Это был разгром - тяжёлый и обидный. Иногда история напоминает бег по кругу. В начале войны в русской армии царят шапкозакидательские настроения, потом армия «большой кровью» учится воевать. Появляются офицерские кадры, которые понимают характер войны. После окончания боевых действий - регресс. Вместо боевых командиров во главе армий становятся «паркетные» генералы, боевая подготовка превращается в формальность.

Заметные подкрепления из Швеции прибыли Карлу XII уже в 1701 году.

Русская армия была далеко не единственным противником Карла XII в Северной войне. Ему пришлось воевать также с сильной саксонской армией. В июле 1701-го, в битве на Западной Двине, он переправился через эту реку, разгромив уже не неопытные русские полки, а профессиональную армию саксонцев, которая превосходила войска Карла XII по численности.

В битве при Лесной (1708 год) было 16 тысяч шведов против 11500 русских

Такие цифры обычно фигурируют в учебниках. Однако в этом сражении численное превосходство было у русских. В «корволанте» (летучем отряде) было 7792 драгун (10 полков) и 5149 пехотинцев. Итого около 13 тысяч. Но это «итого» не окончательное. В ходе битвы к русским подошли еще восемь драгунских полков (свыше четырёх тысяч человек) генерала Бауэра. И это не считая казаков и калмыков (их численность неизвестна). У русских было 30 орудий.




Сражение при деревне Лесной 28 сентября 1708 года (источник фото)

Им противостояли 12900 шведских солдат (восемь тысяч пехотинцев, две тысячи кавалеристов и 2900 драгун) с 16 орудиями. Войска оказались разношёрстными - там состояли как очень стойкие финские и шведские полки, так и набранные в Прибалтике ополченцы. Собственно шведов было меньшинство — армия в основном была «серой», а не синей. После боя у шведов из 12900 в строю остались 6503 человека. Общие потери составили свыше шести тысяч (из них в Ригу вернулось чуть больше тысячи). Русские потеряли 1111 человек убитыми и 2856 ранеными. Большие потери пришлись на Преображенский и Семеновский полки. Получил тяжёлое ранение Бауэр — пуля вошла офицеру в рот и вышла через шею, у него отнялись рука и нога. Но к Полтавской битве он оклемался и вновь отчаянно дрался со шведами.

Гвозди бы делать из этих людей!

Хотя это было, безусловно, поражение армии Левенгаупта (тяжёлым ударом стала потеря обоза и артиллерии), в Швеции тоже разбирались в военном пиаре. Потери русских многократно завысили, и разгром объявили... победой. В честь неё в Швеции даже отчеканили медаль с портретом Левенгаупта! Пётр I приказал переодеть в серые мундиры солдат Новгородского полка, на который в Полтавской битве и пришёлся основной удар шведов Согласно кочующей из книги в книгу версии сражения, один из офицеров перебежал к шведам и указал им на «ахиллесову пяту» русской армии - новобранцев, которые стоят в серых мундирах. Пётр предвидел это, поэтому приказал переодеть в серые мундиры опытных солдат Новгородского полка. Именно на них и пришёлся основной удар двух шведских батальонов, которые прорвали русскую линию. И Пётр I лично повел в атаку второй батальон полка. При этом одна пуля пробила царю шляпу, вторая попала в седло, а третья - в нательный крест. И расплющилась. Всё это слишком красиво, чтобы быть правдой. Никаких подтверждений о переодевании полка в документах не обнаружено. Это всего лишь одна из красивых баек о Петре I, написанных Петром Крекшиным в конце XVIII века. С пулями, которые попали в царя, он тоже всё сильно преувеличил.

Множество солдат обеих армий погибли в боях




Российская армия в ходе войны понесла большие потери, но они были в основном небоевыми. Так, в Смоленском пехотном полку с 1708 по 1720 годы «перебывало 3200 человек всех чинов, из которых убыло 1770 (в том числе умерло от болезней - 870; дезертировало - 280; убито и умерло от ран -155 (из них 1 офицер)». То есть в полку умирали от болезней в среднем пять человек в месяц. Шведский историк Петер Энглунд (в книге «Полтава: Рассказ о гибели одной армии») также заметил: «Среднестатистический солдат чаще всего встречал смерть в дерьме лагеря, а не на поле чести». У офицера шансы погибнуть на поле боя были заметно выше.

За время правления Петра I население России резко уменьшилось




Впервые утверждения о сокращении населения при Петре I появились в работе Павла Милюкова «Очерки по истории русской культуры» (1910). По Милюкову, население России тогда сократилось на 20 процентов. Историк нашёл, что в подворной переписи 1710 года число тяглых дворов на 20 процентов меньше, чем в переписи 1678 года. Правда, значительную часть убыли указали как побеги, и это не означало их гибели. И около 20 процентов указали как взятых в солдаты. Но, видимо, главным источником «убыли» было стремление помещиков сократить налогооблагаемую базу. В. Н. Татищев привёл примеры этого при переписи 1710 года:«... некоторые по три и четыре двора вместе сводили, избы посломали, и одним двором писали». Понимая, что к чему, Пётр I перешёл к подушной переписи населения. Порядок получилось навести не сразу. К концу 1719 года прислали «сказки» о 3,8 миллионах душ (мужского пола). Пётр не поверил, начались проверки. К 1722 году учли 4,9 миллионов податных душ. Опять стали перепроверять - и к 1724 году выявили 5,6 миллионов душ. Статистика — штука хитрая. Очень тяжело сравнивать дворы и души. И, хотя тезис Милюкова специалистами всерьёз больше не принимается, он, как и многие мифы, продолжает жить своей жизнью, гуляя по страницам популярных изданий.

История и заблуждения идут рука об руку. Но мы постараемся разобрать их все - и открыть вам глаза на истину.

Tags: армия, заблуждения, знаменитости, мифы, ошибки, русские, факты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments