Без дирижера ошибиться проще простого. Структура этой профессии многокомпонентная. Руководитель оркестра должен держать в своей голове полный спектр музыкальных знаний: стилистические особенности музыкального текста, соотношение текста с темпом, комплекс выразительных средств, приемы звукоизвлечения, динамику, фразировку, артикуляцию, индивидуальность инструмента каждого отдельного участника оркестра. У дирижера перед глазами партитура, в которой видны все части музыкального исполнения каждого отдельного музыканта, в то время как музыкант видит только свою партию инструмента. Без дирижера наступит хаос.
Впрочем, в Москве в 20–30-е годы XX века была попытка создать оркестр без дирижера. Он назывался «Персимфанс». Группа высококлассных музыкантов под влиянием большевистской идеи коллективного труда поставила своей задачей стать единым слаженным организмом. Отличие от оркестра с руководителем было только в рассадке: все участники «Персимфанса» садились по кругу, чтобы видеть друг друга. Оркестр просуществовал примерно десять лет. Это был довольно успешный проект, но идея все же не прижилась, оставшись в истории как экзотический музыкальный эксперимент.