marya_iskysnica (marya_iskysnica) wrote,
marya_iskysnica
marya_iskysnica

Categories:

30 любопытных фактов, которые расширят ваш кругозор

1. Эксперимент Милгрэма

Стэнли Милгрэм, психолог из Йельского университета, решил проверить, насколько люди подвержены влиянию авторитета. В ходе эксперимента измерялась готовность участников бить электрическим током других людей, даже если это причиняло им боль или вред, вопреки совести. Результаты были ошеломляющими: очень высокий процент людей был готов сделать почти всё, что угодно, если кто-то другой «брал на себя ответственность» за их действия.

2. Стэнфордский зефирный эксперимент

Стэнфордский зефирный эксперимент, проведённый в 1970-х годах, был посвящён изучению отсроченного удовольствия; суть его состояла в том, что ребёнку предлагали выбор между одной небольшой наградой (зефир или печенье), которую давали сразу, или двумя наградами, если они были готовы подождать 15 минут. Исследователи обнаружили, что дети, которые решили подождать, как правило, добивались большего в жизни (оценку проводили по таким показателям, как результаты экзаменов, уровень образования, индекс массы тела, и так далее).

3. Разделённый класс

Это исследование 1968 года проводилось с участием учеников третьего класса одной из школ штата Айова. Оно было призвано продемонстрировать белым детям последствия расизма и предрассудков. Учительница разделила класс на две группы: в одной были голубоглазые дети, в другой – кареглазые. Голубоглазым детям сказали, что они были лучше, и предоставили дополнительные привилегии. Учительница выделила отдельных учеников в группе кареглазых, чтобы подчеркнуть их негативные характеристики. Голубоглазые ученики стали лучше учиться и даже начали издеваться над своими кареглазыми одноклассниками. Дети из кареглазой группы были менее уверенными в себе и получали в основном плохие оценки. Когда учительница объявила о завершении эксперимента, ученики вздохнули с облегчением. Они обняли друг друга и согласились с тем, что нельзя судить людей по внешности. Последующие эксперименты дали аналогичные результаты.

4. Хоторнский эффект

Данный принцип гласит, что любой субъект, осознав, что за ним наблюдают, изменит своё поведение. Самый первый эксперимент был проведён на заводе Хоторна в Цицероне, штат Иллинойс (США); менеджеры заказали исследование, чтобы выяснить, насколько продуктивно будет работать люди при более высоком или более низком уровне освещённости. Во время эксперимента производительность, казалось, повысилась, но она резко упала, когда всё закончилось. Было высказано предположение, что повышение производительности произошло в результате проявляемого к работникам интереса; это послужило своего рода мотивацией. Интерпретация получила название «Хоторнский эффект».

5. Эксперимент с куклой Бобо

В ходе данного эксперимента была предпринята попытка определить, как факторы окружающей среды и социальное обучение влияют на развитие ребёнка. Сегодня нам это известно как «Природа против воспитания». Альберт Бандура провел эксперимент с куклой Бобо, чтобы доказать, что человеческое поведение в значительной степени основано на социальном подражании, а не на унаследованных генетических факторах.

В ходе исследования он разделил участников на три группы: одной из них показали видео со взрослым человеком, демонстрирующим агрессивное поведение по отношению к кукле Бобо; второй – видео пассивного взрослого человека, играющего с куклой Бобо; а третья была контрольной. Дети посмотрели то или иное видео, после чего их отвели в комнату, где находилась кукла Бобо (за исключением участников контрольной группы). Исследователи обнаружили, что дети, подвергшиеся воздействию агрессивной модели, с большей вероятностью проявляли агрессивное поведение по отношению к кукле, в то время как другие группы практически не демонстрировали подражательного агрессивного поведения.

6. Эксперимент с автомобильной аварией

Исследователи из Калифорнийского университета в Ирвине, Лофтус и Палмер, решили показать, насколько обманчивыми могут быть воспоминания. Участникам показали видео автомобильной аварии, после чего их попросили описать, что произошло, как если бы они были очевидцами происшествия. Их разделили на две группы и опросили с использованием разных формулировок, например: «C какой скоростью двигался автомобиль до момента столкновения?» и «С какой скоростью ехал автомобиль до того, как он врезался в другую машину?». Исследователи обнаружили, что использование разных глаголов влияло на воспоминания участников об аварии. Это говорит о том, что наша память далеко не безошибочна.

7. Эксперимент Селигмана, посвящённый выученной беспомощности

В 1965 году Мартин Селигман углубился в исследование обусловленности, процесса, посредством которого животные и люди ассоциируют одну вещь с другой. В ходе эксперимента исследователь звонил в колокольчик, а затем бил собаку лёгким ударом тока. Спустя несколько раз животное начало реагировать удары током до того, как они происходили. Далее исследователя и собаку поместили в большой контейнер, который был разделён посередине низким забором. Собака при желании могла легко перепрыгнуть через забор. С одной стороны забора пол был электрифицирован, а с другой стороны – нет. Селигман поместил несколько собак на электрифицированную сторону и подал лёгкий ток. Неожиданно собаки просто легли. Суть гипотезы состояла в следующем: поскольку собаки узнали из первой части эксперимента, что они ничего не могут сделать, чтобы избежать удара током, они решили просто сдаться во второй части эксперимента. Чтобы доказать эту гипотезу, учёные использовали группу собак, которые не участвовали в первой части эксперимента; все они перепрыгивали через забор после подачи тока. Это состояние было описано как «выученная беспомощность».

Tags: психология, эксперименты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments